Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Жизнь требует от человека железной силы воли и немалого количества денег



Новости сайта

06/04/2017

Алан Хендри - летописец АСЕ

Продолжение рассказов завсегдатаев "АСЕ КАФЕ", начало 60-х годов

Читать

Опубликовать в социальных сетях

Британский Тигр, часть 2

Опубликовано 28.03.2017

 

Вторая часть истории Triumph Tiger

Британский Тигр

Triumph Tiger

Часть II

     В кошачьем семействе английских Триумфов были еще представители крупной хищной кошки. Tiger T110, ставший прологом для создания хорошо известного нам Bonneville. Сто десятый был самым быстрым для своего времени серийный мотоцикл. Индекс 110 означал максимальную скорость в 110 миль в час. Безусловно, это был грамотный рекламный трюк. Журнал The Motor Cycle проверил максимальную скорость. Замеры показали максималку 109 миль/ч (175 км/ч). Скорость по спидометру оказалась 114 миль/ч (183 км/ч). Разницу списали на погрешность приборов. И тем не менее, мотоцикл действительно был самым быстрым на тот момент.

Triumph Tiger 110Triumph Tiger 110

    6 сентября 1956 году американский гонщик Джонни Аллен поставил рекорд скорости на 110-ом Тигре. Максимальная скорость составила 214,17 миль в час (344,67 км/ч). Мотоцикл, конечно, прошел соответствующую подготовку, но результат все равно впечатляет.

    Немного истории модели. Мотоцикл разработан в 1953 году в серию он пошел в 1954. За основу был взят вышедший немного ранее прославленный голливудским кинематографом Triumph Thunderbird. Объем двигателя составлял 650 кубических сантиметров. Первоначально цилиндры и головки изготавливались из железа, затем их заменили на детали из более легких сплавов. Седла клапанов стали изготавливать из аустенитного железа (металлический немагнитный аллотроп железа). Маслопроводы перенесли внутрь двигателя.

    В 1959 году к Bonneville T120 перешло от сто десятого звание «самого быстрого мотоцикла в мире». Два карбюратора, установленные на каждый цилиндр двигателя Т120 способствовали улучшению характеристик двигателя и увеличению скорости. В итоге победила молодость и прогресс. Тигр же в 59-ом получил от своего меньшего брата-близнеца Triumph 3ТА обтекатель, по форме напоминающий ванну викторианской эпохи. Благодаря этой форме оба мотоцикла получили прозвище «Ванна».

   В 1961 году производство Тигра с индексом 110 прекратили. Triumph Tiger 110, 1956 годTriumph Tiger 110, 1956 год

    Не обошлось в тигровом семействе и без маленького тигренка. На свет он появился в 1953 году. В том же году его продемонстрировали на шоу Earls Court. Благодаря скромному объему своего двигателя, Triumph Т20 Cub (Детеныш, Щенок) изначально предназначался для нижнего ценового диапазона, поэтому раму и переднюю подвеску позаимствовали у предыдущей модели Triumph T15 Terrier. Основными конкурентами двадцатки были двухтактные Вилье, производства Вилье Инжиниринг.

    Осмелюсь предположить, что конкуренты не пришли в восторг от новой малокубатурной модели Триумф. И есть от чего расстроиться. Задний маятник с двумя амортизаторами, передняя телескопическая вилка, двигатель мощностью 8 л.с., максимальная скорость 66 миль в час (106 км/ч) (согласитесь, это очень неплохо для 200-от кубового мотоцикла даже по современным мерам), четырехступенчатая коробка передач и цепной привод на заднее колесо – все это неполный список достоинств малыша. В серию он пошел в 1954 году. У первых мотоциклов трамблер располагался за цилиндром. В 1963 году трамблер перенесли на ось вала. Доступ к трамблеру осуществлялся через отверстие сбоку картера, которое закрывалось хромированной крышкой. Спортивная версия малыша называлась Sport Cub и имела индекс T 20SH. На эту модель устанавливались облегченные крылья, а также модернизации подвергли ряд деталей и узлов. Форма мотоцикла стала более обтекаемой. Передняя панель с фарой приобрели форму знакомую нам по дизайну первых JAWA «Старушка», поставлявшихся в СССР в 50-х годах. Но главным улучшением, безусловно, был двигатель. Благодаря его модернизации, максимальная скорость достигла 74 мили в час, это 119 километров в час.    

    Англичане не скупились на разнообразие моделей. Следом за спортивной версией появились и две внедорожные. Триумф TS20 Scrambles Cub и TR20 Trials Cub выпускались с выпускными трубами, похожими на те, что мы можем наблюдать у современного Scrambler, и с зубастыми шинами. Несмотря на вполне себе индивидуальный вид, на мотоциклы устанавливались детали от других моделей для снижения стоимости производства. К примеру, рама, колеса и амортизаторы устанавливались от BSA Bantam D10. Маленькие Скрамблеры имеют высокую коллекционную ценность, ведь производились они, всего лишь, два года в период с 1966 по 1968 год.

  Не обошлось и без недостатков. Заниженная рама оказалась слабоватой и не достаточно жесткой. Часто ломались крепления бензобака. Подшипник коленчатого вала быстро изнашивался и требовал частой замены. Следовало неустанно следить за уровнем масла в картере. При понижении уровня масла, плохо смазывалась цепь распределительного вала. Растянувшаяся цепь начинала греметь и разбивать корпус картера, что не лучшим образом сказывалось на здоровье двигателя и его долголетии. Сильно разбитый корпус картера приводил к занижению уровня масла, необходимого для смазки цепи. Выражаясь иными словами, цепь сама добивалась своей замены. Как тут не вспомнить 634-ю Яву, с ее крышкой картера двигателя, об которую постоянно билась растянувшаяся цепь. Много денег и нервов затратили советские мотоциклисты, чтобы хоть как-то победить этот недуг у своих стальных коней. У маленького Тигренка имел место быть еще один неприятный недостаток. Происходило заклинивание двигателя при движении со скоростью 80 км/ч в течение получаса. Эту неприятную особенность инженеры так и не исправили. 

    Своевременный подарок преподнесло компании Триумф в 1961 году английское правительство, которое внесло изменение в правила получения водительских удостоверений. Существенно облегчались условия получения прав для водителей двухколесных транспортных средств с объемом двигателя не превышающем 250 сс. Продажи какое-то время шли вверх, но постоянно возраставшая конкуренция со стороны японских производителей привела к прекращению производства Тигрят в 1968 году. Эта ветвь семейства продолжения не получила и в настоящий момент является тупиковой.

Двигатель Т20Двигатель Т20

Tiger Cub T20Tiger Cub T20

  Неожиданное перерождение, определившее дальнейшую судьбу всех последующих Тигров, произошло в 1981 году. Для американского рынка выпустили внедорожную версию Triumph Tiger Trail в двух версиях: TR7T c двигателем 750 сс и TR65T с двигателем 650 сс. Планировалось, что эти модели окажутся британским ответом на немецкие БМВ R80G/S. Всего выпустили 180 экземпляров, поэтому ответ получился не очень вразумительным, хотя бы потому, что компания БМВ произвела 21 864 мотоцикла R80G/S.    

    В начале 80-х годов перед Триумфом стояла непростая задача создания мотоцикла двойного назначения. В начале за основу хотели взять Bonneville T140, но излишняя мощность двигателя и спортивный характер мотоцикла не позволил инженерам строить на его базе внедорожный мотоцикл. Тогда директор завода Триумф Брайан Джонс предложил инженерам использовать 750 кубовый двигатель TR7V, а 650 кубовый двигатель позаимствовать у TR56 Thunderbird.

  Обновленный двигатель наделили новым 30-ти мм карбюратором Амаль и лукасовским электронным зажиганием. Газораспределительный механизм позаимствовали у Triumph Trident. Снизили компрессию для получения лучших характеристик на низах. Мощность двигателя составила 42 л.с., которая достигалась на 6 500 оборотов в минуту. Для снижения пагубного влияниями крутящего момента на заднее колесо на бездорожье, установили ведущую звезду с 18-ю зубами, а ведомую с 47-ю зубами. Сухой вес мотоцикла составил 170 кг., для спортивных свершений этого многовато, но для повседневной эксплуатации вполне себе нормально. Культовый Африка Твин весит чуть больше двух сотен килограмм, современные же GS и тому подобные мотоциклы двойного назначения весят много больше двухсот килограмм. Будем считать, что по этому показателю TR7T непревзойденный экземпляр технической мысли. Справедливости ради, стоит отметить, что электростартер устанавливался опционно, что прибавляло денег к стоимости мотоцикла и дополнительный вес к весу самого мотоцикла.

    Максимальная скорость не поражала воображение и была в районе 130 км/ч. В случае замены зубастой резины на более гражданский вариант, скорость не превышала 160 км/ч.

  Презентация новой модели проходила на Парижской мотовыставке в 1980 году.

Triumph Tiger Trail

Triumph Tiger Trail 750ccTriumph Tiger Trail 750cc

     Как писал журнал Moto Verte, новый Триумф должен был появиться в производственной линейке завода в 1981/1982 году. Планировалось, что он должен был принять участие в гонке Париж-Дакар. Однако по официальной версии поучаствовать мотоциклу в состязаниях не удалось по техническим причинам. Вероятнее всего, настоящим препятствием на пути спортивной карьеры нашего героя оказались банальные финансовые трудности компании Триумф. При этом, гонщику Тони Бомонту удалось таки записать одну победу на долю TR7T. Произошло это в июне 1981 года на соревнованиях Rallye des Pyrénées. Состязания проводились среди 750-ти кубовых мотоциклов. Получилось составить достойную конкуренцию пилотам, выступавшим на японских и немецких мотоциклах. Окрыленный спортивным успехом менеджер по продажам компании Триумф Боб Хейнс назвал TR7T «лучшим мотоциклом для путешествий». Справедливость высказанной мысли подтвердил на деле английский путешественник Джез Биллинг, который совершил кругосветку на подготовленном для длительных путешествий Tiger Trail 750cc. Путешествие длилось целых два с лишним года с 1986 по 1988 год.

Приборная панель Triumph Tiger TrailПриборная панель Triumph Tiger Trail

    На ряду с белым и зеленым Триалом появился еще Sunburst Yellow (солнечно желтый). От прежних версий мотоцикла Желтого отличало наличие пластиковых крыльев и боковых накладок. Бензобак был рассчитан на два галлона топлива, что служило небольшим облегчением массы мотоцикла. Одна из интересных особенностей этого мотоцикла - это наличие двух топливных кранов, основного и резервного. Кроме пластикового обвеса, Sunburst наделили, передними дисковыми тормозами Lockheed (размер диска 10,25 дюймов), кроссовым рулем и черным хромированным глушителем необычной для того времени формы, получившим название Вox (шкатулка). Не могу обойти стороной иные интересные особенности мотоцикла. Тахометр, установленный на своем законном месте, в целях его же собственной безопасности при падениях был немного занижен относительно своего традиционного уровня. Для экономии места на нем же расположили контрольные датчики. Стоп-сигнал и указатели поворотов поставляла немецкая компания ULO, а зеркала заднего вида компания Bumm. Задняя подвеска Euro 74 от итальянских кутюрье из ателье Marzocchi. Ход подвески 335 мм, что на 22 мм больше хода стандартной подвески, устанавливаемой на дорожных версиях мотоцикла. Передняя подвеска ничем не отличалась от дорожников. Переднее колесо 21-го размера, а заднее 18-го. Покрышки Avon Mudplugger двойного назначения. Фара меньше размером, чем гражданская версия, зато с усиленным корпусом и ударопрочным стеклом. Сидение имело непривычный вид, ¾ стандартного размера. Существовала возможность установить дополнительно центральную подножку. Первоначально на мотоцикле невозможно было перевозить пассажиров из-за близко расположенного к сиденью глушителя и отсутствия подставок для ног второго номера. Проблема перевозки пассажира решили путем установки защиты на глушитель и задних подножек. Изменения не обошли стороной и передние подставки, их подпружинили, поэтому после соприкосновения с препятствием они самостоятельно возвращались в исходное положение. А ведь о таких мелочах сегодня мы даже не задумываемся. Вся эта роскошь имеет место быть у каждого современного мотоцикла.    

    Следующий в очереди младший брат. По мнению журнала Motor Cycle News, наиболее подходящим двигателем для мотоцикла двойного назначения следует считать двигатель от TR65 Thunderbird. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно этот двигатель стали устанавливать на Tiger Trail. Новый серийный мотоцикл увидел свет в начале 1982 году. Его появлению предшествовали долгие споры относительно перспективности продаж мотоцикла с двигателем 650 сс по цене 750-ти кубового. Несмотря на оппозицию, член совета директоров компании Триумф Джеффри Робинсон отстоял свою точку зрения о необходимости включения в производственную программу шестисот кубового Тигра. Предполагалось, что шестисотки будут поставляться в более богатой комплектации, по сравнению с семисотками. 

Дорожная версия СемисотовогоДорожная версия Семисотового

   Визуально меньший Тигр отличался от своего брата цветом кузова, полностью окрашенным в черный цвет двигателем и глушителем из легированной стали. В качестве базового цвета был выбран зеленый (Green Line). Солнечная модель TR65, как и старший брат, окрашивалась в желтый цвет. Хвостовая часть имела более вытянутую форму. Довольно трудно понять, почему не стали устанавливать ударопрочную фару. В стандартную комплектацию добавили центральную подножку, изменили форму глушителя и установили на него перфорированную стальную защиту, немного удлинили сиденье и прикрепили подставки для ног пассажира. В начале 80-х годов компания вошла в период кризиса и спада производства. В такие моменты все и всегда начинали экономить на издержках производства, тем самым еще сильнее затягивая петлю на собственной шее.

    Несмотря на позитивные оценки специалистов, в конце 1982 года оба Тигра были сняты с производства с формулировкой «в связи с отсутствием спроса». Правда, TR7T производился по заказу Министерства обороны Великобритании вплоть до 20 апреля 1989 года, но это ничего не меняло в судьбе мотоциклов. Они ушли в историю.   

Близкий родственник Thunderbird 650ccБлизкий родственник Thunderbird 650cc

    Следующим Тигром, появившимся в 1993 году на заводе Triumph Motorcycles Ltd  в Хинкли, был Tiger 900. Эта модель производилась небольшим тиражом для внутреннего потребления в Великобритании. Незначительное количество мотоциклов оказалось в США, Германии и других странах центральной Европы. Спрос на новый Тигр оказался низким. Трехцилиндровый карбюраторный двигатель не отличался надежностью. Жесткий и недружелюбный характер мотоцикла больше подходил для раллийного транспорта, а не для мотоцикла на каждый день. За свою неповоротливость и массивность девятисотый поучил прозвище «Steamer» (пароход). Мотомеханики не любили Пароходы за большие сложности в обслуживании и врожденные недостатки, называемые «детскими болезнями». 

    На смену Пароходу в 1999 году пришел T709. Он отличался от предшественника наличием впрыска топлива. Инжекторная версия выпускалась до 2000 года. Обе модели не стали бестселлерами, хотя и явились продолжением темы мотоцикла двойного назначения, которую Триумф начал еще в 1981 году.

   Следом появился Тигр 955i. Англичане заменили двигатель, самый ненадежный и проблемный узел предшествующих моделей. Во всем остальном Девятьсот пятьдесят пятый напоминал предшественников.

Triumph Tiger 900Triumph Tiger 900

    Затем в 2007 году на свет появилась очень удачная модель современного мотоцикла двойного назначения Тигр 1050. Эта всем хорошо известна модель выпускается по настоящее время. В 2009 году она пережила небольшую модернизацию, добавили ABS.

    Совсем недавно вышли в тираж Тиры 800 и 1200, которые непросто могут на равных конкурировать с Гусиным семейством от БМВ, но и к всеобщему удивлению обошли своих заклятых друзей из страны Восходящего солнца. Мне представляется, что в текущий момент по совокупности соотношений цены, качества и эксплуатационных свойств Тигры лучшие мотоциклы двойного назначения. Если мне когда-нибудь придется поменять мою Африку Твин на другой мотоцикл, то это, скорее всего, будет Триумф 800 XC. Современные Тигры заслуживают отдельного разговора и обзорной статьи. Надеюсь в будущем появится возможность для их полноценного теста.

  Удачный прорыв компании Триумф из застойного положения показал, что нет ничего невозможно даже для полностью убыточных производств в условиях современной капиталистической системы. Весьма поучительный пример для отечественных производителей.

   Напоследок хочется пожелать компании Триумф успешного развития линейки мотоциклов двойного назначения и расширения этого сегмента за счет разработки и внедрения мотоциклов с меньшей кубатурой двигателя. Кто знает, может им удастся в будущем подвинуть КТМ? Было бы совсем неплохо.

Triumph Tiger 1050Triumph Tiger 1050

Triumph Tiger 800ХСTriumph Tiger 800ХС

Triumph Tiger 1200Triumph Tiger 1200

Автор статьи: Игорь Кузин