Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Жизнь требует от человека железной силы воли и немалого количества денег



Новости сайта

06/04/2017

Алан Хендри - летописец АСЕ

Продолжение рассказов завсегдатаев "АСЕ КАФЕ", начало 60-х годов

Читать

Опубликовать в социальных сетях

Британский Тигр, часть 1

Опубликовано 28.03.2017

 

Первая часть истории создания Triumph Tiger

Британский Тигр

Triumph Tiger

Часть I

    Сегодня мне хотелось бы рассказать о британских Тиграх. Нет, разговор не пойдет о редкой породе животных, выведенных британскими учеными. Отнюдь нет. В качестве главных героев рассказа выступят модели мотоциклов Triumph Tiger. Современные представители этого семейства имеют очень древних предков и богатую историю, неотрывно связанную с историей самой компании Triumph.

Triumph Tiger 70, 1938 годTriumph Tiger 70, 1938 год

    В Европе существует интересная особенность, местные мотопроизводители стараются давать определенным моделям мотоциклов имена собственные. По всей вероятности, эта хорошая традиция сложилась по двум причинам. Индивидуальное имя всегда привлекает внимание к продукции. В случае успеха первых моделей, легче будет продавать последующие. И кроме всего прочего, имя каким-то образом влияет на судьбу мотоцикла. Обратите внимание, даже отечественные производители в определенной мере пытались использовать это свойство вещей. Ушедшие в историю ижевские мотоциклы неспроста нарекались Планетами, Юпитерами и т.п. наименованиями. По всей вероятности, планетарные названия были очень близки военным инженерам и руководителям Ижевского завода. В разгар Войны было принято называть военные операции по названию планет Солнечной системы: Сатурн, Марс, Юпитер и т.д. Большинство этих операций для нашей армии заканчивались успешно, правда, были и неудачи, например «Марс». По замыслу этой операции в 1942 году Красная армия должна была «срезать» Ржевско-Вяземский выступ и уничтожить войска группы армий «Центр». Однако нашим войскам не удалось разгромить немецкие дивизии в этом районе. Тем не менее, немцы сами отошли с этого рубежа в марте 1943-го благодаря успешно проведенной операции «Сатурн». Безусловно, Ижевский завод не планировал проводить операции по экспансии планетарного масштаба, но удачно проведенные военные сражения с одноименными названиями должны были повлиять на судьбу мотоциклов и, в какой-то мере, это была ностальгия по вошедшим в историю делам, участниками, которых, возможно, были создатели первых Планет и Юпитеров. Однако сейчас речь идет  не об ижевских мотоциклах, а о британских Триумфах. Англичане, по всей видимости, тоже фаталисты и уделяют немало внимания названиям. Собственно говоря, само название «Триумф» и должно было служить триумфальному продвижению марки во всем мире. Названия большинства триумфовских моделей также выбраны неспроста. Они либо начинается с буквы «Т» (Tiger, Thunderbird, Thruxton, Triple, Trophy), либо имеют в составе названия букву «Т» (Daytona, Roket, Sprint). И самое интересное, что названия остальных моделей или начинаются с первых двух букв английского алфавита «А» и «В» (America, Bonneville), или начинаются с ближайшей в алфавите к букве «Т» буквы «S» (Scrambler, Street Triple, Speedmaster, Sprint GT). Продуманность в названиях мотоциклов непросто выделяет их среди конкурентов, но, и в какой-то мере, формирует характер носителя названия. Именно присутствие характера делают Триумфы разными даже между мотоциклами одного модельного ряда. Постараюсь проиллюстрировать эту характерную непохожесть на примере генеалогической ветки семьи Тигров.

    Самый первый триумфовский Тигр появился в далеком 1937 году. Назывался он Tiger 80. Для своего времени модель не была передовой и немного уступала конкурентам по ряду технических характеристик. Спрашивается, для чего нужно было выпускать мотоцикл, изначально уступавший конкурентам? Ответ очень прост. Требовались недорогие, но надежные мотоциклы. Новые же разработки требуют больших финансовых и временных затрат. Во время Великой депрессии 30-х годов компания Триумф была вынуждена отказаться от выпуска мотоциклов и полностью переключиться на производство автомобилей. Однако по настоянию Джека Сангстера управляющего директора компании Ariel Motorcycles, владевшей тогда компанией Триумф, в производственную линейку были возвращены мотоциклы. Мотоциклетное подразделение Триумф было возрождено в 1935 году. Возглавил новое предприятие бывший главный инженер Ariel Motorcycles Эдуард Тернер. Первыми после кризисными моделями Триумф стали Tiger 80 с двигателем 350 сс, Tiger 70 с двигателем 250 сс и Tiger 90 с двигателем 500 сс. Новые модели оказались настолько удачными, что уже через один год после начала их производства продажи вышли на уровень безубыточности.

Triumph Tiger 80 1938Triumph Tiger 80 1938

    Перед началом Второй мировой войны завод Триумф располагался в цехах на улице Приорат в городе Ковентри. Эти цеха были полностью разрушены 14 ноября 1940 года во время немецкой бомбардировки. В тот же день было прекращен выпуск Тигров. Завод перенесли в небольшую деревню под названием Мериден, которая находится недалеко от Ковентри. На эвакуированном заводе наладили выпуск военной версии Тигра 80, получившей индекс 3HW.

   На ряду с Тиграми в 1938-1939 годах выпускались популярные в то время De luxe 2HC, De Luxe 3 (в различных модификациях), De Luxe 5 (в нескольких модификациях), De Luxe 6 (в нескольких модификациях) и Speed Twin. Разработанный Тернером одноцилиндровый четырехтактный двигатель с различной кубатурой устанавливался на Тигры 70, 80 и 90, а мотоциклы Тигр 100 и Speed Twin оснащались двухцилиндровыми силовыми установками. Коробка передач четырех ступенчатая, привод на заднее колесо осуществлялся при помощи цепи. Мощность двигателей ранжировалась в зависимости от объема цилиндра. С 250 кубиков снимали 16 л/с, с 350 сс – 20 л/с, а 500 сс выдавали целых 28,29 породистых английских лошадок (последняя цифра удивляет своей точностью). Средняя степень сжатия 7, следовательно, двигатель работал на все что «горит». Благодаря жесткой, но легкой стальной трубчатой раме, управляемость у Триумфов была отменной.

  Спортивный характер был продемонстрирован тремя серийными мотоциклами Тигр 70, 80 и 90, которые участвовали в пробеге на гоночной трассе Brooklands. Участвовавшие в гонке мотоциклы не проходили специальной подготовки и были взяты непосредственно из магазина. По результатам заезда лучшее среднее время 74,68 миль в час показал Аллан Джеффрис на мотоцикле Тигр 80. Переведя мили на понятные нам километры, получаем 120 км в час. Согласитесь, неплохо для 1937 года. Для сведений, наш ИЖ-9, появившийся на дорогах в 1940 году, при одинаковом с Тигром 80 рабочем объеме двигателя, обладал мощность 9 л/с и теоретически мог развивать максимальную скорость 125 км/ч. 

ИЖ 9, 1940 годИЖ 9, 1940 год

Этот пример привожу не для того, чтобы подчеркнуть, как мы сильно отставали от лидеров индустрии, совсем нет. Советская промышленность всегда была в роли догоняющей в области производства товаров широкого потребления, но речь не об этом. А разговор о том, что эта промышленность существовала и работала на благо нашей страны. А что же в текущий момент мы имеем? Два осколка некогда огромных советских предприятия в Ирбите и в Коврове. Первый выпускает ретропародию на М 72 для страдающих перееданием американцев по каким-то баснословным ценам. Второй же запрудил российский рынок какими-то чудовищными поделками, собранными из дешевых китайских запчастей. И опять же все это говорю ни к тому, чтобы все нам дружно начать бойкотировать отечественные товары, опять нет. А к тому, что нам нужно прекратить ругать и оплевывать свои же товары. Это то же самое, как оплевывать и ругать самих себя. Никто не будет нас уважать, пока мы сами не начнем уважать себя сами и тех, кто живет с нами в одной стране. Интерес иностранного производителя заключается в том, чтобы как можно больше выкачать денег и ресурсов из нашей страны. Ему нет резона создавать здесь комфортную, сытую и безопасную жизнь. Он строит эту самую прекрасную жизнь вдали от России, в своей стране, для своих детей. Уничтожая отечественную промышленность и все больше и больше потребляя импортные товары, мы ставим сами себя на колени перед иностранными компаниями, которые добрые и пушистые только в рекламе предлагаемых ими товаров. Поэтому не торопитесь переходить на сторону любителей похулить российские товары. Пристрастие к импортным товарам нам еще аукнется и обязательно откликнется.

Triumph Speed Twin LHSTriumph Speed Twin LHS

    Однако вернемся к Триумфам. Особо стоит отметить дизайн мотоциклов. Именно в 30-е годы были заложены основы будущего дизайна Триумф. Фирменные обводы двигателя и дизайн выпускных труб, которые дошли до наших дней в дизайне Bonneville T 100, легко узнаются во всех моделях тех лет. Обратите внимание на обилие хрома и на форму бензобака. Ничего не напоминает? А мне кажется, что американцы немало скопировали дизайнерских идей у англичан. Форма рамы, задняя подвеска – сухарь, передняя вилка, сидение, размещение масляного бачка и самое главное бензобак для Sportster – фирменная харлеевская фишка на сегодняшний день, активно используемая в кастомайзинге. Безусловно, американцы все эти вещи развили, внедрили и возвели в культ, но сами идеи они, все-таки, позаимствовали.

Triumph Speed TwinTriumph Speed Twin

  Самый большой Тигр с индексом 100 оснащался двухцилиндровым двигателем объемом 500сс. Этот двигатель, стал визитной карточкой компании Триумф. Питание параллельного, двухцилиндрового, четырехтактного двигателя осуществлялось посредством одного карбюратора. Поскольку, в тот момент не была решена проблема несинхронной работы цилиндров, питаемых от одного карбюратора. Простым, но дорогим решением подачи топлива в двухцилиндровый двигатель, была установка двух отдельных карбюраторов на каждый цилиндр. Однако требовалось максимально удешевить производство и упростить обслуживание двигателя. Выход был найден в создании двухцилиндрового двигателя с синхронной работой поршней. Триумф запатентовал конструкцию коленчатого вала, который состоял из маховика и двух шатунов, крепившихся к маховику при помощи восьми шпилек. Впервые были использованы кованые легкосплавные поршни и литые цилиндры. Все эти нововведения улучшали свойства двигателя и снижали расходы на производство. Дополнением к этому великолепию стал бак увеличенного объема и съемные глушители. Стоимость сотого Тигра составляла 80 английских фунтов, что на 10 фунтов больше стоимости девяностого.

Triumph Tiger 100, 1938 годTriumph Tiger 100, 1938 год

      Triumph Tiger 100, 1961 годTriumph Tiger 100, 1961 год  Вторую мировую войну смог пережить только Тигр 100. Начатое в 1939 году производство этого мотоцикла было прервано войной и было возобновлено в послевоенном 1946 году. Обновленная сотка получила переднюю телескопическую вилку, доработанные ребра охлаждения цилиндров, генератор вместо магнето, модернизированный механизм коробки передач и педали запуска двигателя. Для любителей прокатиться «с ветерком» в 1951 году появились первые серийные наборы для спортивной модернизации мотоцикла. В 1953 году разработали гоночную версию мотоцикла Тигр 100С, с двигателем объемом 560 сс. Здесь стоит упомянуть, что самые первые довоенные версии Тигра 100 были протестированы на выносливость и скорость. В марте 1939 года из шотландской деревни John’s Groats к Land’s End (Край Земли) стартовал пробег протяженностью 1 800 миль (2 900 км). Сразу же после пробега мотоциклы приняли участие в скоростном заезде на гоночной трассе Brooklands. Мотоциклы, под управлением Ивана Викстеда и Дэвида Витворта, проехали скоростной участок испытания со средней скоростью 78,5 миль в час (126,3 км/ч), а на завершающем круге средняя скорость составила 88,5 миль в час (142,4 км/ч). Рекорд скорости для Тигра 100 поставил Фредди Кларк в 1939 году, разогнав мотоцикл до 118,02 миль в час (189,93 км/ч).

    Дальнейшая модернизация модели произошла в 1954 году. Тигр получил задний маятник и задние амортизаторы. Последний мотоцикл с отдельной от двигателя коробкой передач был выпущен в 1959 году. Начиная с 1960 года, коробка передач находилась в едином катере с двигателем. Шестидесятые годы прошлого века стали кульминационными для сотого Тигра. Инженеры разработали целый ряд модернизированных версий сотки: Т 100SS, T 100C, T 100R и т.д. Основным рынком сбыта были Соединенные штаты. С 1967 по 1974 год выпускалась специальная версия для североамериканского рынка Tiger T 100R Daytona, с двигателем объемом 500 сс. Свое название эта модель получила в честь победы американского гонщика Бадди Элмора в соревнованиях Daytona 200, проходившие в 1966 году на гоночной трассе Daytona International Speedway в Дайтона-Бич, штат Флорида. Это была первая победа Тигра 100 в шоссейной гонке. Для этой гонки главным инженером Триумфа Дугом Хеле был разработан специальный мотоцикл с пятисоткубовым двигателем, в котором пришлось отказаться от придуманной еще Эдуардом Тернером схемы сдвоенного цилиндра. Перешли к схеме работы двух цилиндров, работающих в противофазе, с двумя карбюраторами в моноблоке. Для новой схемы переделали головку цилиндров. Максимальная мощность достигалась уже на 3 500 оборотов в минуту. В результате увеличения мощности снизился ресурс силовой установки и увеличился расход масла. Тем не менее, результатом модернизации явилась вырванная у команды Хонды победа в соревнованиях.

    Гери Никсон в 1967 года оформил дубль и вновь принес победу команде компании Триумф.

 В 1969 году инженеры установили в газораспределительный механизм новые подшипники и ролики, что позволило увеличить ресурс двигателя.

    Финальное соревнование Тигра было напряженным и захватывающим. Тест-пилот компании Триумф Перси Тейт пришел вторым, после пилота команды MV Agusta Джакомо Агостини, в престижной гонке Belgian motorcycle Grand Prix, проходившей в 1969 году на трассе Circuit de Spa-Francorchamps в Арденнах. При этом, Джакомо смог обойти Перси на последних трех кругах заезда. Несмотря на поражение, Перси продемонстрировал настоящие бойцовские качества, ведь средняя скорость его мотоцикла составляла 116 миль в час (187 км/ч). Достойное завершение карьеры для мотоцикла с 30-им стажем.

    Серийная модель мотоцикла еще некоторое время оставалась на конвейере. Очередная модернизация в 1971 году затронула газораспределительный механизм. Изменения коснулись кулачков впускных и выпускных клапанов, толкателей и шатунов. Более серьезные изменения выпали на раму. Изменилась геометрия рамы вследствие переноса масляного бачка из-под сиденья в раму OIF (oil in frame). Это повальное изменение не коснулось только модели Daytona. У нее бачок остался под сиденьем.

    Последним годом производства Тигра 100 оказался 1974 год. В этом же году были произведены последние обновления мотоцикла – установили передний дисковый тормоз. Эти аккордные Tiger T 100D Daytona представляют собой коллекционную редкость, ведь их выпустили всего 14 штук.

    В завершении рассказа о Тигре 100 расскажу несколько интересных фактов, связанных с жизнью некоторых известных людей. 29 июля 1966 году Боб Дилан, известный американский музыкант, попал в аварию на своем Tiger T100SS. В результате этого инцидента он отказался от нескольких концертов и не ездил на мотоцикле в течение 8 лет. Вторая история связана с Тедом Саймоном, известный британский журналист, написавший «Путешествие Юпитера», не мог вовремя отправиться в путешествие из-за «сидячей» забастовки на заводе Триумф. Для него в спешном порядке был собран в 1973 году специальный мотоцикл Tiger T100P. На этом мотоцикле Саймон проехал 126 000 километров по 45 странам. Путешествие заняло четыре года с 1973 по 1977 год.

    В промежутке между 1983 и 1984 годом компания Триумф работала над прототипом Triumph Daytona 600 сс. Были созданы два мотоцикла. Один продемонстрировали в 1983 году на выставке в Национальном выставочном центре, а второй предназначался для тестов. Модель планировалась для продаж на внутреннем рынке. Яркими особенностями мотоциклы не обладали. Передний дисковый тормоз и заднее хромированное крыло от Triumph T140 TSX. Планировалось, что максимальная скорость будет составлять более 100 миль в час. Между собой мотоциклы имели только одно отличие. Выставочный экземпляр обладал электростартером, а тестовый не имел такого счастья. После повышения в 1984 году ставки налога для мотоциклов с двигателем менее 650 сс, тему закрыли.

Triumph Tiger 100ATriumph Tiger 100A

    Автор статьи: Игорь Кузин