Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Жизнь требует от человека железной силы воли и немалого количества денег



Новости сайта

06/04/2017

Алан Хендри - летописец АСЕ

Продолжение рассказов завсегдатаев "АСЕ КАФЕ", начало 60-х годов

Читать

Опубликовать в социальных сетях

Счастливые времена!

Опубликовано 12.03.2015

В новой главе речь пойдет о 60-х годах. Времени зарождения мотоклубов, чья судьба тесно связана с судьбой "АСЕ КАФЕ".

Счастливые времена!

Обычно полиция гонялась за мной, но у них не было шансов с их

TriumphSpeedTwin 500сс.

 

Отъезд. Дэннис с мотоциклом «Matchless», который был у него во время службы в армии.Отъезд. Дэннис с мотоциклом «Matchless», который был у него во время службы в армии.

    Дэннис Норман прошел путь от «сорвиголовы» на Северной объездной дороге до звезды дрэг-рейсинга мировой величины. Он вырос в Уэлдстоне, в пяти милях севернее «ACE CAFE». Школу закончил в 1939 году. Благодаря своей первой рабочей специальности сварщика, он получил отсрочку от службы в армии до 21 года. В 1946 году его призвали в ряды вооруженных сил Великобритании. Проходя службу в армии, он получил назначение на должность мотоинструктора, занимающегося подготовкой военнослужащих, служивших в Германии. После армии, Дэннис вернулся к своей прежней работе и стал регулярно наведываться в «АСЕ», где познакомился с Пэт, жившей неподалеку.

       «Вместо того, чтобы купить обручальное кольцо, я купил мотоцикл «Ariel Square Four 1000cc». Его я использовал для гонок на объездной дороге. Помню одно место на дороге, где парням на «сухарях» приходилось сбрасывать скорость. Счастливые времена! Обычно полиция гонялась за мной, но у них не было шансов с их «Triumph Speed Twin 500cc».

Пэт верхом на «Ariel Square Four 1000cc», приобретенным Дэннисом вскоре после их встречи.Пэт верхом на «Ariel Square Four 1000cc», приобретенным Дэннисом вскоре после их встречи.

         После женитьбы, Дэннис и Пэт переезжают из Лондона в Хемел Хемпстед. Там они открывают магазин по продаже мотоциклов и моторного масла, дизайн которого был разработан Дэннисом. Заказы покупателям отправляли по почте.

      «Наш дом превратился в предприятие по производству запасных частей. Пэт рисовала эскизы и развешивала их сушиться по всему дому. Наши друзья помогали нам упаковывать посылки и отправлять их по всему миру» - вспоминал Дэннис, взявший первое место в соревновании, в котором участвовал на собственном мотоцикле, построенном из двигателя «Square Four» и рамы «Norton Featherbed».

 «Ребята из клуба «Vincent Owners Club» долго смеялись над моим мотоциклом, а потом все они проиграли мне в четвертьмильном заезде» - рассказал Норман. Он очень быстро продвигался на самый верх гоночной лиги, пока ариэлевский двигатель не взорвался. 

      «В Даксфорде недалеко от Кембриджа, какой-то парень пожаловался мне, что прилетевший поршень разбил стекло у его автомобиля, стоявшего на парковке. Я предложил ему оставить себе этот поршень в качестве сувенира».

Дэннис с гоночным «Ariel-Norton» возле мастерской, 1965 год.Дэннис с гоночным «Ariel-Norton» возле мастерской, 1965 год.

         Дэннис начал участвовать в дрэг-рейсинге уже находясь в зрелом возрасте. Среди болельщиков он был известен, как «Штормовой Норман». Специально для гонок он построил спортивный болид «Conquest» (завоеватель) со сдвоенной турбированной силовой установкой (два двигателя «Триумф»), общим объемом 1 300сс.

       «Я гонял в Швеции и в Голландии» - вспоминал Дэннис. «Затем меня и моих конкурентов «Pegasus Team» и «Vincent V-twin» пригласили за океан, в американский дрэг-рейсинг, где нас очень радушно приняли. Там я научился правильно прогревать резину перед заездом. Правда, впервые это я начал делать здесь, на трассе «Santa Pod».

      Финансовую помощь ему, как гонщику мирового класса, оказывала компания «Нортон». Но она разорилась до того, как Дэннис получил её новый мотоцикл.

       На пенсию Норман вышел в возрасте 76 лет, став живым примером товарищества и асоциального поведения «захватчика» для всех поколений «АСЕ КАФЕ».

   Колоритный и драматичный дрэг-рейсинг пришел в Великобританию из США в шестидесятые годы. Спортивные машины, окутанные дымом из-под колес, стремительно рвущиеся к финишу, во время квалификационных заездов на четверти мили, это по-настоящему захватывающее зрелище. Официальным годом начала гонок на североамериканском континенте стал 1964-й. Через два года в Англии в Бедфордшире была открыта специальная гоночная трасса «Santa Pod». В честь бывшей авиабазы «Подингтон» ВВС США, действовавшей во время войны, получила свое название трасса «Santa Ana», построенная в южной части Калифорнии.

Дебютный взлет двухмоторного «Захватчика» на «Santa Pod».Дебютный взлет двухмоторного «Захватчика» на «Santa Pod».

   Лучшие британские пилоты, управлявшие быстроходными машинами, буквально смяли своих соперников. Им не было равных на четвертьмильном отрезке. Британцы сократили время заезда с 11 секунд до 9. Во второй половине 70-х годов уроженцы Туманного Альбиона на международных соревнованиях заправляли свои мотоциклы алкоголем, смешанным с нитрометаном. Это привело к очередному сокращению времени до 8 секунд и возрастанию скоростей свыше 175 миль/ч (282 км/ч).

Возвращение к истокам. Дэннис вместе со своим «Захватчиком» принял участие в открытии нового «АСЕ КАФЕ».Возвращение к истокам. Дэннис вместе со своим «Захватчиком» принял участие в открытии нового «АСЕ КАФЕ».

 

 

Создание клуба

   Куча мотоциклистов, тусовавшихся в «АСЕ КАФЕ», создают в 50-е годы клуб под названием «Four Ace Motor Cycle Club». 

Том ТеккерейТом Теккерей   «Наша компания в основном состояла из учеников. После вечерний школы, примерно в 9-10 часов вечера, мы приезжали в кафе на своих мотоциклах» - рассказывает Том Теккерей, один из основателей клуба. 

 «Один раз в неделю мы заезжали в «Альберт паб» в Килберне. Как правило, по воскресеньям мы собирались небольшой группой, не больше десятка человек, и вместе катались на мотоциклах. Некоторые наши товарищи были достаточно взрослые, но в общей своей массе это была молодежь, «тонапбойз» или что-то в этом роде». 

    «Сделать тонну – это была серьезная тема. Мой друг Джон Хемми, учившийся, как и я, на сантехника, очутился под машиной в тот момент, когда пытался сделать «тонну». Он пульнул от Бересфорд авеню, но дорогу ему преградил автомобиль. Травма позвоночника навсегда поставила крест на его карьере сантехника». 

Утро в субботу на треке «Brands Hatch». Слева на право: Том и Джон Хемми, и их друг Рой.Утро в субботу на треке «Brands Hatch». Слева на право: Том и Джон Хемми, и их друг Рой.

  «Когда-то симпатичная молодая девушка с хорошей фигурой, владевшая мотоциклом «Триумф», не давала спуску парням. Она любила расправляться с ними после заправки на Северной объездной за «Железным мостом». Обычно гнали до Нисден (остановка транспорта), разворачивались и возвращались обратно. Она умела за себя постоять». 

    Члены клуба «Four Ace» устанавливали на свои мотоциклы специальный знак отличия. Разработанный учеником промышленного художника, этот знак представлял собой дюралевую пластину с изображение головы мотоциклиста в очках, крылья и развевающийся шарф. 

Сохранившиеся эмблема клуба «Four Ace Motor Cycle Club», первая половина 50-х годов. Примерный размер эмблемы 10 см. в окружности.Сохранившиеся эмблема клуба «Four Ace Motor Cycle Club», первая половина 50-х годов. Примерный размер эмблемы 10 см. в окружности.

   Как правило, они коллективно наведывались в лондонские кафе или ездили на морское побережье.

Заведение The Better ‘Ole с высоты птичьего полета, 1933 год.Заведение The Better ‘Ole с высоты птичьего полета, 1933 год.

  «Мы частенько ездили в заведение «The Better ‘Ole», получившее свое название в честь Первой мировой войны, на Вестерн авеню, также одним из мест сбора на востоке был «Dome Garage». Мы регулярно появлялись в «Ally Pally» (Александра палас) и «Manor House» (Помещичий дом), находившихся неподалеку от парка Финсбери в северной части Лондона. Эти места были особенно популярны, когда у меня была подружка в этой части Лондона. Нам нравилось гонять в Брайтон и Саутенд, там располагался магазин, торговавший сосисками и пирожками. У нас было облюбованное место питания, где отлично кормили за несколько шиллингов. Некоторые из нас практиковали трек-дни на трассе «Brands Hatch» - это продолжалось до того момента пока моя мама не узнала об этом и не устроила разнос. Изредка были поездки на скрамблерах в Багшот, что находится в графстве Суррей. На обычном дорожном мотоцикле в это место было не добраться. Однажды туда я ездил с моим другом Джоном на старом, подготовленном для бездорожья, «Ariel», 1930 года выпуска».

Том Теккерей погоняет свой «Triumph T100C» по треку «Brands Hatch». Этот мотоцикл он вспоминает с большой нежностью. Мотоциклов этой спортивно/дорожной модели было выпущено менее 600 единиц.Том Теккерей погоняет свой «Triumph T100C» по треку «Brands Hatch». Этот мотоцикл он вспоминает с большой нежностью. Мотоциклов этой спортивно/дорожной модели было выпущено менее 600 единиц.

  «Моя семья выручала меня деньгами на покупку очередного мотоцикла, долги я возвращал из моей зарплаты или из случайных заработков» - признался Том. «Одним из моих лучших мотоциклов был «Triumph T100C», 1953 года выпуска, который был использован при постройке аппарата для гоночных заездов. Немногие из моих мотоциклов были удостоены такой чести! У меня были и 500сс, и 650 сс «Триумфы», и «Vincent Black Shadow», это был отличный мотоцикл, но он требовал ухода за ним, больше всего хлопот доставляла синхронизация карбюраторов. Последним моим мотоциклом был «Velocette Venom». Я его приобрел новым и прослужил он мне долгие годы. До сих пор жалею, что продал его. Самым худшим оказался «Norton Dominator» с красивыми хромированными накладками на баке. На него устанавливали «резиновую» раму от «Featherbed», из-за этого мотоцикл с трудом удавалось удерживать на мокрой дороге». 

Том на своем «Vincent Black Shadow» недалеко от Раннимид, графство Суррей.Том на своем «Vincent Black Shadow» недалеко от Раннимид, графство Суррей.

  «До появления фирменных шлемов, у нас не было нормальной защиты головы, некоторые использовали армейские каски». 

 «На период обучения большинство из нас имели отсрочку от службы в армии, как правило, это был период с 18 до 20 лет. После окончания учебы, нужно было идти в армию. Вернувшись из армии, мы теряли связь с друг с другом». 

Norton Dominator, 1959 год.Norton Dominator, 1959 год.

      Свой армейский путь Том начал в 1955 году в качестве авиамеханика Королевских ВВС. Начал он с обслуживания устаревших бомбардировщиков «Lincoln». Ему повезло, он попал в небольшую команду, которая перемещалась вслед за самолетами. Позже работал с большими бомбардировщиками «Canberra».

Canberra принят на вооружение стран НАТО в 1960-е годы.Canberra принят на вооружение стран НАТО в 1960-е годы.

    Сейчас Том живет в Кентоне, это недалеко от «АСЕ КАФЕ». Любит частенько ездить в Норфолк, где его отец еще до Второй мировой войны купил недвижимость.

 

 

Клубы «АСЕ»

  

  В последнюю субботу ноября 1951 года был сформирован «Ariel Owners Motor Cycle Club» (АОМСС), начавший как небольшая лондонская группа, со временем превратился в международную организацию.

   Завод «Ариэль», располагавшийся в Селли Оук муниципального района Бирмингем, был закрыт в 1964 году. Трехколесные мотоциклы под маркой «Ariel», производились вплоть до 1974 года. Но клуб дожил до наших дней. Члены этого клуба время от времени совершают продолжительные путешествия на мотоциклах, чей возраст перевалил за половину столетия. 

  В 2000-х годах бренд «Ариэль» прописался на ультрасовременных четырехколесных машинах. Возрожденный завод находится в графстве Сомерсет. В планах у новых хозяев начать производство двухколесной техники. 

   Клуб «AJS&Matchless Owners Club» был создан с подачи Джона Транта. Рекламную статью с предложением об объединении опубликовал еженедельный журнал «Motor Cycle». Учредительное собрание состоялось в январе 1952 года в помещении «АСЕ КАФЕ». На собрании выбрали исполнительный комитет клуба. Членов клуба стало настолько много, что пришлось переехать в более просторный паб в Гринвуде. 

   Аббревиатура «AJS» образована от AJ Stevens. Производственные мощности были построены в Вулвергемтоне в 1911 году. Компанию в 1931 году приобрела лондонская марка «Matchless». Объединенная компания получила название «Associated Motor Cycle», слияние происходило в период с 1937 года и завершилось после Второй мировой войны. В наши дни AJS Motorcycles Ltd. импортирует мотоциклы из Китая, а бренд «Matchless» принадлежит финансовой группе из Греции. 

   Роджер Лимб, представитель «AJS&Matchless Owners Club», вспоминает 50-е годы, когда он был молодым парнем и часто тусовался в «АСЕ». 

    «Мой отец был водителем грузовика. Вместе с ним я возил товары из Линкольншира на лондонские рынки. На обратном пути мы, как правило, останавливались в кафе. Обычно это было между 10 часами вечера и 3 часами утра. По пятничным вечерам мотоциклы заполняли всю парковку. Они стояли страничными шеренгами вверх и вниз по Северной окружной дороге».

AJS 350ccAJS 350cc

  «У меня был «AJS» 350cc, который я купил за 35 фунтов, и который я продал спустя много лет за 2 000 фунтов. Пять лет назад в составе группы единомышленников я приезжал на открытие нового «АСЕ КАФЕ». Это был длинный путь домой!»

Грузовые перевозки

 

  Планировалось, что «АСЕ КАФЕ», рассчитанное на обслуживание до 90 посетителей, станет популярным местом для водителей грузовиков, которые проезжают по Северной окружной дороге. Существенное улучшение комфорта внутри кабины грузового авто произошло в 60-е годы прошлого столетия. До этого рабочее место британского водителя грузового транспорта было чрезвычайно шумным и некомфортным местом. В связи с чем, многим водителем хотелось не просто иметь упакованную еду и бутылку воды на сиденье своего автомобиля, но получить возможность остановиться в уютном кафе на отдых, размять ноги, перекусить и поговорить с коллегами.

Грузовики и мотоциклы на тротуаре перед «АСЕ КАФЕ», середина 60-х годов. Специальная территория для обслуживания клиентов перед кафе была открыта в 1952 году. Грузовик слева принадлежал Королевским ВМФ.Грузовики и мотоциклы на тротуаре перед «АСЕ КАФЕ», середина 60-х годов. Специальная территория для обслуживания клиентов перед кафе была открыта в 1952 году. Грузовик слева принадлежал Королевским ВМФ.

       Задолго до появления мобильного телефона, кафе были непросто частью дорожной инфраструктуры, но и средствами коммуникации водителей с офисом своей компании. Посредством телефона или сотрудников заведения водитель мог связаться со своим диспетчером и выяснить дальнейший маршрут движения, или где и когда он должен забрать груз. Такого рода услуга экономила время и деньги работодателя этого самого водителя. Основными местами концентрации придорожных кафе были Мидлендс и север Лондона. На парковках перед этими кафе водители имели возможность поменяться со сменщиком или перегрузить груз. Некоторые оставляли грузовики на ночь и отправлялись в центр города на легковом автомобиле для того, чтобы добраться до гостиницы или провести ночь в городе, «с пользой» потратив свои «карманные деньги».

     В 50-е годы грузовой парк Великобритании был очень разношерстным. Среди больших машин самыми популярными были марки «AEC», «Albion», «Atkinson», «ERF», «Foden» и «Scammel», в среднем и малом весе наиболее ходовыми марками считались «Austin», «Bedford», «Ford», «Guy», «Morris», «Seddon» и «Vulcan». Все эти марки производились в Великобритании.

Грузовик AlbionГрузовик Albion

    Дэйв Роуч работал в 60-е водителем грузовика в Бирмингеме. Он часто заезжал в кафе.

   Мотоциклы рядом с рынком «posh end» (старый городской рынок), где их не особенно были рады видеть.Мотоциклы рядом с рынком «posh end» (старый городской рынок), где их не особенно были рады видеть. «Еще в юности мне приходилось работать на 16-тонном грузовике. Я понятия не имел, что такую работу должен выполнять человек не моложе 21 года» - вспоминал Дэйв. «Моим основным местом работы был рынок в Бирмингеме. Приходилось ездить на длинные дистанции, на рынки в Ливерпуле, Саутгемптоне и Лондоне. В основном это были рынки «Ковент-Гарден» и «Боро Маркет». Потом перешел на другую работу и стал заниматься обычными перевозками, там платили больше».

    «Самым популярным местом на севере Лондона был «АСЕ». Я выбирал маршрут с учетом того, чтобы была возможность заехать в кафе, прежде, чем вернуться обратно на М1». С 1984 года Дэйв работал в «Бирмингемском национальном мотоциклетном музее».

        Дальнобойщики использовали кафе круглосуточно, в то время как мотоциклисты приезжали туда по выходным вечером или поздно ночью. Время от времени, неизбежно возникали конфликты между различными группами. Бывший менеджер кафе Терри Чилдс «Тех» вспоминает причины конфликтов, возникавших среди посетителей заведения.

  «Мотоциклисты привыкли ставить мотоциклы, где придется. Обычно водители грузовиков просили их переставить мотоциклы в другое место. Как правило, байкеры переставляли свою двухколесную технику на свободное место. Но бывало, что дальнобойщик, паркуя грузовик, задевал мотоциклы и они падали на землю. Из-за этого вспыхивали ссоры. В выходные дни количество мотоциклистов превышало количество водителей и тогда, мотоциклетная братия требовала не пускать водителей на парковку перед кафе».

      «Они подкладывали всякие острые предметы под колеса грузовиков, чтобы проколоть им покрышки. В середине шестидесятых я уволился с работы, рынок грузовых перевозок переживал не лучшие времена». Отношения между мотоциклистами и дальнобойщиками сложно назвать безоблачными, тем не менее, водители вставали на защиту своих «конкурентов» в непростых для них ситуациях.

Неоновая вывеска была отлично видна в ночное время.Неоновая вывеска была отлично видна в ночное время.

     У Пола Кеннеди своя история, произошедшая в 1964 году, когда ему было 17 лет. В тот момент у него был «Matchless G5 250cc», со знаками ученика.

Matchless G5 250cc, 1965 год.Matchless G5 250cc, 1965 год.

    «В те дни некоторые добросердечные дальнобойщики наведывались в кафе. Я проезжал через «Железный мост» в Нисдене по внешней полосе дороги. Мне нужно было попасть домой в Стоунбридж. Водитель автомобиля, поравнявшись со мной, попытался столкнуть меня с дороги, он толкнул меня в бедро ноги боком своей машины. После этой выходки, я кинулся в погоню за ним. Но он имел преимущество в скорости, и как назло, на всех светофорах горел зеленый. Я держал его в пределах видимости. Нагнать наглеца удалось перед железнодорожными арками непосредственно перед «АСЕ КАФЕ». Ему пришлось остановиться из-за пробки на Хангер Лейн, прямо напротив кафе. Я начал стучать в окно машины, но водитель в ответ обругал меня матом и показал средний палец. Моя перепалка с этим водителем привлекла внимание дальнобойщиков, пивших в это время чай в кафе. Один из них, большой здоровенный мужик, подошел ко мне и поинтересовался: «В чем дело, сынок?». Я рассказал ему, что произошло. Он постучал в окно авто, но ему тоже не открыли. Подошли другие дальнобойщики, которым «верзила» пересказал мою историю. Они принялись раскачивать автомашину, при этом требуя, чтобы водитель вышел из машины, в противном случае они перевернут автомобиль. В конце концов, я попросил прекратить раскачивать машину, так как её водитель стал белым, как полотно. Большой парень спросил меня: «Уверен ли я в том, что этот водитель больше не будет поступать подобным образом?» Я сказал, что уверен, и поблагодарил парней за помощь. Пробка рассосалась, и автомобиль с моим обидчиком внутри поехал дальше. Дальнобойщики вернулись в «АСЕ», а я поехал домой, трясясь в ознобе от смеси гнева, испуга и удовлетворения. Как я уже говорил, среди дальнобойщиков, посещавших кафе, были добросердечные люди».

    Согласно статистическим данным в 50-е годы 3% людей использовали мотоциклы для поездок на работу, 13% добирались пешком, 16% использовали автомобили, другие 16% предпочитали велосипед, 19% на железнодорожном транспорте и 23% путешествие на работу совершали на автобусе.

 

 

 

 

Перевод: Игоря Кузина