Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Жизнь требует от человека железной силы воли и немалого количества денег



Новости сайта

06/04/2017

Алан Хендри - летописец АСЕ

Продолжение рассказов завсегдатаев "АСЕ КАФЕ", начало 60-х годов

Читать

Опубликовать в социальных сетях

Первые шаги

Опубликовано 12.12.2014

 

Первая статья из цикла статей об истории создания и развития легендарного ACE CAFE London

В прежние времена

 

Станция "Хэндон Централ", рядом с Северной кольцевой автодорогой, 1934 годСтанция "Хэндон Централ", рядом с Северной кольцевой автодорогой, 1934 год

    Представьте крупный европейский город без светофоров, камер наблюдения, специальных парковочных карманов, заторов на дорогах, и только двухместные кабриолеты, оставленные без присмотра. Единственный признак суеты, по меркам середины тридцатых годов прошлого столетия, это снующие пассажиры у входа в метро в северном пригороде Лондона.

   В это время телевидения еще не существовало, поэтому недавно построенные кинотеатры заполнялись вечером до отказа. Популярная музыка попадала в дома по радиоволнам и звучала в радиоприемниках или ее слушали на граммофонах, используя хрупкие грампластинки. Тогда наиболее популярными были мелодичные произведения американских композиторов Коула Портера и Ирвинга Берлина.

   Владеть легковым автомобилем могли члены различных спортивных и общественных организаций, передвижение на автомобиле считалось развлечением для зажиточных людей. Простой же человек, работавший за еженедельную зарплату, мог себе позволить приобрести мотоцикл.

  Двухколесный транспорт считался респектабельным средством передвижения. Британские производители мотоциклов, совсем недавно пережившие «Великую депрессию», быстро уловили запросы рынка и начали производить отличную продукцию. Возросшие способности мотоциклов и их качество производители стремились продемонстрировать в спортивных баталиях. Люди с неодобрением смотрели на неприличные выходки молодых людей, которые участвовали в «Променаде Перси», таких смельчаков считали нарушителями общественного порядка.

В конце тридцатых годов мир был прерван начавшейся Второй мировой войной. Разрушенный войной привычный уклад жизни, восстановили вместе с Лондоном к середине пятидесятых годов. Послевоенные условия жизни оказались питательной средой для возникновения новых субкультур.

   Еще до войны одним из популярных мест, где стали собираться шумные любители мотоциклов и спортивных машин, стало кафе для водителей грузового транспорта, располагавшееся на севере Лондона, а точнее на Северной кольцевой дороге.

 

 Первые шаги

 

 Вик ЭдинбургВик ЭдинбургВик Эдинбург был настроен решительно и не хотел позволить международному кризису помешать его планам открыть лучший придорожный ресторан в Великобритании. В то время как большинство стран Европы провели 1938 год готовясь к новой страшной войне, Вик был занят реализацией своего проекта – открытие придорожного кафе «Туз» (ACE CAFE).

   «Мой отец никогда не выглядел человеком, чем-то сильно озабоченным» - вспоминает сын Вика Кортни. «Он коротко обсуждал возникший вопрос, а затем достаточно быстро принимал решение, обдумывая его, попыхивая дымом из своей трубки».

   Эдинбург старший родился в городе Илинге в семье немецких эмигрантов. В юношеском возрасте его усыновила английская семья. При рождении его назвали Хьюго, но во время учебы в школе в городе Тоттенхэме к нему пристало прозвище Виктор (в честь писателя Виктора Гюго). Прозвище стало именем, поэтому с тех самых пор Эдинбурга все звали Виктором.

   Решение о создании своего собственного бизнеса Вик принял сразу же после завершения обучения основам торговли носочно-чулочными изделиями. В разгар экономической депрессии в 1932 году он совместно со своим другом и коллегой Юстасом Флетчером открывает  небольшое кафе «Закусочная Джорджа» в лондонском Ист-Энде. «Отец говорил, что люди всегда будут есть» - вспоминал Кортни.

   Небольшое кафе в старом заброшенном сарае на Гоулстон-стрит, недалеко от знаменитого рынка «Петтикоут-лейн», было открыто за 50 фунтов. Половину из этой суммы Вик выручил от продажи своего мотоцикла.

     После двух лет успешной работы кафе, оно было продано компаньонами, а на полученные от продажи деньги они открыли кафе «Хальт» в пригороде Хендон. Кафе располагалась рядом с автобусной станцией, удачное расположение делало его очень привлекательным в глазах потенциальных клиентов - водителей, кондукторов автобусов и пассажиров. В 1936 году Флетчер продает часть своего бизнеса Эдинбургу и уезжает в Западный Суссекс заниматься сельским хозяйством.

       Начались поиски подходящего земельного участка для нового кафе. Вик присмотрел подходящий участок земли рядом с недавно завершенной Северной кольцевой автодорогой в Стоутбридж парке. Он начал переговоры с владельцами этого участка «Heath&Joiner» и «Neasden-based Сompany», проводившей застройку в этом районе. Один из совладельцев компании собственника участка Хью Джойнер согласился продать необходимый Вику участок. Застройщик посчитал, что земля находится слишком близко от дороги и не подходит для строительства жилого дома.

        Эдинбург открыто сообщил застройщику, что у него нет необходимой суммы денег на покупку и строительство здания ресторана. Но он успешно провел презентацию своего проекта придорожного кафе, и инвесторы согласились выделить необходимый кредит на строительство здания и предоставили рассрочку оплаты стоимости земли.

     Братья Брауны, занимавшиеся поставками оборудования для ресторанного бизнеса, предоставили Вику кредит в 10 000 фунтов на закупку современного ресторанного оборудования.

"ACE CAFE", 1938 год"ACE CAFE", 1938 год

     Название кафе «ACE» (Туз) не было совершенно новым и оригинальным для ресторанного бизнеса, но оно было остроумным, современным и, в какой-то мере, олицетворяло превосходство. И что самое важное, рестораны с названием на букву «А», стояли на первом месте в ресторанных справочниках и путеводителях. Фасад здания кафе выходил непосредственно на кольцевую дорогу, рядом со зданием располагалась парковка для грузовиков. Это была самая большая и самая известная в стране парковка грузового транспорта. Владелец бизнеса уделил особое внимание рекламной вывеске кафе, которая была хорошо видна проезжавшим водителям. Примечательным дополнением к внешнему виду «Туза» стали большие часы, закрепленные на верхней части фасада.

     В тридцатых годах быстрыми темпами шло строительство одноквартирных домов блокированной застройки. Владельцы таких домов ездили в центр Лондона на работу, использую лондонскую подземку, в качестве транспорта. Кафе располагалась в непосредственной близости от станции метро и автобусных остановок. Хорошая транспортная доступность способствовала росту его популярности среди жителей, недавно возведенного района.

    Отличным решением для привлечения клиентов стал дополнительный ультрасовременный  сервис обмена сообщениями. Транспортные компании по телефону оставляли сообщения для своих водителей, например, о маршруте, по которому они должны были ехать после загрузки или выгрузки груза.

      Отменный сервис, хорошее качество приготавливаемых блюд очень быстро привели к росту популярности заведения. Скептические прогнозы были опровергнуты в самом начале работы кафе. Две тысячи посетителей только за первую неделю.

 

Северная кольцевая дорога

  

  Расположение кафе «Туз» на пересечении А406 Северной кольцевой автодороги и Бересфор-авеню в Стоунбридж парке оказалось очень удобным местом с точки зрения привлечения посетителей. Транспорт, двигающийся с юга и юго-запада на север или восток Лондона, использовал объездную автодорогу для объезда узких и загруженных городских улиц. В тридцатые годы средняя скорость трафика в центре Лондона не превышала 20 км/ч, на объездной дороге скорость была в два раза выше.

Северная объездная автодорога, 30-е годыСеверная объездная автодорога, 30-е годы

    Планы по разгрузке центра города существовали еще до Первой мировой войны, но к их практической реализации удалось приступить только в 1921 году. Строительство Северной объездной автодороги завершили в 1934 году. После завершения строительства, автодорога А406 опоясала север Лондона, она протянулась от моста «Кью» на западе до Илфорда на востоке, параллельно проект предусматривал строительство А40 Вестерн-авеню, в качестве основного маршрута с запада в центр Лондона. На отдельных участках А406, в том числе на том участке, где располагалось кафе «АСЕ», движение было двусторонним с разделительным газоном посередине.

    С другой стороны вдоль улиц проходит А205 Южная объездная дорога, берущая свое начало от «Кью» и оканчивающаяся у «Вулиджа Ферри». Эта дорога преимущественно с односторонним движением. Даже в наши дни южная дорога сильно отличается от А406.

  Начиная с двадцатых годов, с момента активной электрификации окраин Лондона, территория между Северной дорогой и Вестерн-авеню была плотно застроена промышленными предприятиями. Крупные компании приобретали участки земли у «Парк Ройал Стейт». Одной из таких компаний была «Гиннес», начавшая варить пиво в 1936 году, или, например, компания «Smiths Crisps» (чипсы Смита) начала свою деятельность на этой территории в качестве небольшого семейного предприятия.

    В итоге недалеко от «Туза» появилось множество предприятий пищевой, химической, автомобильной и авиационной промышленности. По соседству оказались такие предприятия, как «Handley Page Aircraft» (Хэндли Пэйдж Эйркрафт) – завод производивший бомбардировщики и большие лайнеры, «Bowden Wire Co.» (Трос) – производитель электрической проводки, в том числе и для мотоциклов, «Jaeger» и «Smiths Instruments» (Стрелок и Смит Интсрументс)  – обе компании производители спидометров, «Park Royal Vechicles» (Парк Ройал Виэклс) – крупнейший производитель английских автобусов, «САV» (основатель Гай Энтони Вандервиль) (позднее это кампания стала называться «Lucas CAV») и ее дочерняя компания «Vandervell» – производство подшипников.

 

 

Основное меню кафе в 1938 году:

 

Стейк и чипсы – 1ш 2п

 

Окорок с яйцом – 1ш 2п

 

Печёнка с беконом – 6п

 

Сосиска с картофельным пюре – 6п

 

 

 

 

 

Старые деньги

        

  До перехода Великобритании на десятичную систему в феврале 1971 года, в хождении были фунты, шиллинги и пенсы. 12 пенсов составляли один шиллинг, 20 шиллингов соответствовали 1 фунту. Половина пенса называлась полпенсовой монетой, четверть пенса называлась фартингом.

   С переходом на новую систему денежного обращения 100 новых пенсов стали составлять 1 фунту, 5 пенсов эквивалентны 1 шиллингу, 50 пенсов 10 шиллингам. Таким образом, 6 пенсов, которые нужно было заплатить за сосиску с картофельным пюре в 1938 году в кафе «АСЕ», в переводе на современные деньги, составляют 2½ фунта. Средняя зарплата в те времена составляла 40 шиллингов (2 фунта) в неделю.

 

 

      Первая неделя принесла 80 фунтов дохода, вторая 100 фунтов. Опасения Вика о том, что придется вернуть ресторанное оборудования из-за невозможности оплатить его, не оправдались.

   Популярность заведения и успех его владельца не остались без внимания со стороны профильных изданий. Появилось множество публикаций в известных СМИ, таких как, «Caterer and Hotel Keeper», «Bedford Transport magazine» и «Commercial Motor», все они наперебой называли кафе «роскошным» заведением. Через несколько недель после открытия, в «Daily Express» была опубликована статья, посвященная Вику Эдинбургу. Его приводили в качестве примера предпринимателя-самородка, который с виду похож на художника, намекая на его козлиную бородку.

ACE CAFE  предвоенное времяACE CAFE предвоенное время

      Действительно, Вик больше походил на художника, чем на бизнесмена.  Он имел независимое мышление и обладал разносторонними качествами. Одним из его увлечений были мотогонки. Эдинбурга часто видели на гоночном кольце «Brooklands» в графстве Суррей, он считал своим долгом посещать знаменитые мотогонки «Tourist Trophy» на острове Мэн.

    Успех с «ACE CAFE» позволил Вику перейти ко второй части его плана - строительство станции технического обслуживания «АСЕ». Она располагалась рядом с кафе, не далеко от «Хангер Лайн». Станция открылась летом 1939 года, осенью этого же года Германия вторглась на территорию Польши и оккупировала ее. Британия объявила войну Германии 3 сентября 1939 года.

ACE CAFE и станция технического обслуживанияACE CAFE и станция технического обслуживания

   Станция технического обслуживания проработала всю войну, производя продукцию военного назначения. Производственное помещение поначалу располагалось на чердаке станции. В 1943 году построили дополнительный цех на западной стороне участка, в новом помещении располагались 25 различных станков (токарных, шлифовальных и сверлильных). Расширить производство потребовалось для выполнения заказов для военной авиации. Само по себе это не было сильно прибыльным производством, но дополнительный доход получали от продажи металлических отходов производства.

   На новом производстве начал работать Вильям Кейт, который позже изобрел самоцентрующийся подшипник, этот подшипник используется в различной строительной технике – кранах, экскаваторах и т.п. Несмотря на то, что его семейная компания «WG Keyte», находившаяся в Суссексе, в 2007 году закрылась, название компании продолжает использоваться в названии другой компании «Keyte Bearings» из Камберли в графстве Суррей.

Мультибрендовая сервисная станция располагалась рядом с кафе, 1939 год Мультибрендовая сервисная станция располагалась рядом с кафе, 1939 год

  Амелия Грейсон, в девичестве Хартли, работала в качестве инспектора на мини-заводе с 1941 по 1945 год. Она пришла работать в двадцатилетнем возрасте, переехав из Истборна (графство Восточный Суссекс) в Харлсден (Северо-западный район Лондона).

    «Мы изготавливали детали для самолетов и болты для понтонных мостов, которые использовались при высадке в день «Д». Уилл Хей (Уильям Томас), один из известных комедийных актеров, однажды навестил нас» - вспоминает Амелия, друзья ее звали Мим.

  «Во время перерыва мы ходили в кафе, где за пенни заказывали чай или кофе. Ночью водители грузовиков заезжали в кафе, но особым сервисом заведение не отличалось. Столы мы протирали сами, своими собственными салфетками!»

   «Нам звонили и сообщали о том, что приближаются вражеские самолеты. Когда они были слишком близко, мы спускались в бомбоубежище, находившееся на привокзальной площади. В конце войны мы закрылись, Эдинбург сказал мне пойти и выключить все оборудование».

Вик Эдинбург на сервисной станции в военное времяВик Эдинбург на сервисной станции в военное время

     В начале войны немцы наносили массированные ночные авиационные удары по населенным пунктам и городам. Авиационные налеты совершались по ночам. Территорию, на которой располагался «Туз», регулярно бомбили, виной тому близкое нахождение сортировочной станции железной дороги из Лондона в Мидлендс. Немецкие пилоты старались разрушить железнодорожные мосты, но одна из бомб, скорее всего предназначавшихся для разрушения моста, попала в кафе. Произошло это 16 ноября 1940 года. В результате промахов при бомбометании немецкие бомбы часто попадали в жилые дома. После попадания бомбы от дома оставались лишь руины.

Кафе после попадания авиабомбыКафе после попадания авиабомбы

    Как только территорию расчистили от щебня и мусора, несломленный духом мистер Эдинбург возобновил работу кафе, но по понятным причинам, в менее комфортных условиях и с меньшим сервисом.

Здание "АСЕ КАФЕ" разрушенное в результате взрыва авиационной бомбы.Здание "АСЕ КАФЕ" разрушенное в результате взрыва авиационной бомбы.

    Джим Гиггинс слышал звук разорвавшейся бомбы, которая угодила в кафе. На месте он оказался через десять минут после взрыва, Джим жил в полумиле от кафе в административном здании в Брентфелде.

   «Когда началась война, всех детей в округе эвакуировали» - рассказывал он. «Нам с сестрой не нравился Уорикшир, поэтому, когда начались бомбардировки Ковентри, наши родителя забрали нас домой. Поблизости не было ни одной школы, наши родители работали на военном заводе. Они уходили на работу в семь утра, оставляя мне один шиллинг в день. Рядом с нами жили еще четверо или пять детей, и мы вместе бродили по округе, сбиваясь в небольшие шайки».

    «Нам нравилось ходить к «Семи Аркам», мы так называли часть Северной окружной дороги, где располагался ДОТ, построенный для защиты железнодорожного моста. Мы нашли способ проникнуть внутрь через подземный ход и устроить там наше «логово». С собой мы приносили чай в жестяной посуде и пирожки из «АСЕ КАФЕ».

      «Из своего бетонного укрытия мы мельком могли видеть поезда, курсировавшие между конечной «Истон» и узловой станцией «Уотфорд»».

      «Мы решили убежать из дома и жить в нашем логове» - вспоминал Гиггинс. «Но через несколько дней пришел полицейский и выгнал нас. Членов нашей банды поставили на специальный учет в полиции. Суд в Уиллесдене наложил на каждого из нас штраф в пять шиллингов, за незаконное проникновение на железную дорогу. Обвинение в краже ламп, которые оказались в нашем «логове», было снято, по причине того, что они фактически находились на территории железной дороги и оставались ее собственностью».

  «Во время налетов немцы сбрасывали «Коктейли Молотова» (кассетная бомба, в состав которой входили небольшие бомбы и зажигательные боеприпасы). Мы разыскивали неразорвавшиеся бомбы и относили их на станцию «ARP» (Службы оповещения о воздушной тревоге)».

    «Я помню, когда «Туз» впервые открылся. Забегаловка напротив сразу же закрылась. Она не имела названия, но это была настоящая «лачуга». До того как моего старшего брата забрали в армию, я в одиночку ходил по тропинкам рыбачить на канал в Королевском парке. Мне приходилось собирать пустые бутылки на большой свалке «Twyford Tip» (мусорная свалка, располагавшаяся к югу от Северной окружной автодороги), это была большая куча мусора напротив «Туза». Под одной из железнодорожных арок  был пункт приема бутылок, они платили полпенни за каждую сданную бутылку». Одно из ярких воспоминаний Джима о военном времени, однажды он увидел на парковке перед кафе большой грузовик с прицепом (эти грузовики называли «Королева Мэри»), в котором находился сбитый немецкий самолет.

"Twyford Tip" в наши дни"Twyford Tip" в наши дни

      Мир вернулся в Европу в 1945 году, но условия жизни оставались очень тяжелыми. Существовали ограничения на отпуск еды и топлива. Вик Эдинбург получил официальное разрешение на строительство нового здания кафе в связи с полным разрушением старого здания в результате бомбардировки. Новое кафе открылось в 1948 году.

Новое здание ACE CAFEНовое здание ACE CAFE

    Дизайн воссозданного кафе разрабатывало архитектурное бюро «Уэстмор и Сандерс» в стиле модерн, с плоской крышей и угловатой формой здания. Его строили из английского кирпича, производства «London Yellow Stock Bricks», каркас здания отлили из бетона. Длина фасада чуть больше 76 метров. На основном фасаде дизайнеры разместили большие окна. Строительство домов в послевоенное время велось ускоренными темпами, но это не сказалось на качестве строительства нового «Туза».

ACE CAFEACE CAFE

  Учитывая близость реки Брент, фундамент строили основательно. Глубина залегания фундамента четыре метра, основание передней стены находится под парковкой, прилегающей к общественной мостовой.

Задняя стена кафе, вид со стороны рекиЗадняя стена кафе, вид со стороны реки

   В новом заведении работало 25 сотрудников, среднее количество заказов 2 000 блюд в день. В кафе доставляли свежий хлеб ежедневно. Полтонны картофеля уходило каждый месяц на приготовление различных блюд, Эдинбург гордился тем, что покупал шесть сосисок весом 1 фунт, в то время как большинство придорожных кафе закупали 8 сосисок, весивших меньше фунта.

 Автомойка "АСЕ" одна из самых лучших в стране, стоимость одной мойки составлявшая 5 ш. была очень высокой Автомойка "АСЕ" одна из самых лучших в стране, стоимость одной мойки составлявшая 5 ш. была очень высокой

     Отремонтированный комплекс «АСЕ» превратился в одну из самых загруженных сервисных станций в Лондоне. На заправочной площадке продавалось несколько видов топлива, на ней располагались десять заправочных колонок. После войны все мастерские были отремонтированы и переоборудованы. Открыли свои двери современные автомобильные салоны, предлагавшие клиентам автомобили таких марок, как «Austin», «Daimler» и «Citroen».

 

 

Река Брент

        

 До начала активного строительства сети автомобильных дорог и массовой застройки северо-западной части Лондона, там, где сейчас стоит «АСЕ КАФЕ», находились зеленые луга, на которых паслись коровы.

Река БрентРека Брент

    Река Брент, русло которой проходит вдоль задней части здания кафе, берет свое начало от истока, расположенного недалеко от Лондонского боро Барнет, на северо-западе, и впадает в Темзу в районе Бретфорда. Перед впадением в Темзу река пересекает живописные ботанические сады «Кью». Плотина, построенная в XIX веке, создает водный резервуар, в настоящее время носящий имя «Валлийская арфа». Она находится в двух милях от кафе. Уровень воды регулируется с помощью шлюзов, которые входят в систему предупреждения наводнений в Лондоне.

Шлюз на реке БрентШлюз на реке Брент

    В период интенсивного строительства в 30-е годы, русло реки перенесли в подземные трубы между «бетонными банками» и дорогой «Хэрроу». После подземного вояжа, река выходит на поверхность и через полмили проходит под Берестфорд-авеню и появляется у задней стены кафе. Поток воды в реке очень сильный, по пути следования происходит прибавка воды из большого дренажного канала, обслуживающего железную дорогу и промышленную зону, расположенную к югу от места впадения канала в реку.

Валлийская арфаВаллийская арфа

     По реке проходит административная граница между Лондонским боро Брент и почтовым районом Миддлесекс, получившее свое название в честь графства, существовавшего до расширения Лондона в 1964 году. Свой адрес, Лондон NW10, кафе получило после того, как промышленные здания на Берестфорд-авеню переместились на противоположную сторону реки в Харроу, район Миддлесекс.

Река БрентРека Брент

   Терри Чилдс «Тех» один из тех мотоциклистов, которые были завсегдатаями «АСЕ КАФЕ» в пятидесятых годах. Некоторое время он работал по ночам менеджером в кафе. Терри вспоминает, как в прежние годы он со своими друзьями плыл по реке на плоту, сделанном из автомобильных камер. «Самое страшное – это было плыть по подземной части реки, там с бетонного потолка свисали белые пауки, которые никогда не видели дневного света» - вспоминал Тех.

 Перевод: Игоря Кузина